Информационная справка: «Retailers» 一 всеукраинское деловое издание о ритейле и онлайн-торговле.
一 В каком положении оказался продуктовый ритейл из-за карантина?
一 Продуктовые сети и магазины оказались в лучшем положении от всех других видов ритейла. В отличие от других, они продолжили работать, хотя и с определёнными ограничениями.
一 Что изменилось в сетях в связи с карантином?
— В обычных магазинах снизился трафик, потому что люди уже приобрели товары длительного хранения и повседневного спроса. Особенно это заметно в меньших от Киева городах, где ниже покупательная способность граждан.
一 Что с онлайн-заказами?
一 Компании, не имеющие такого сервиса, наскоро предложили услугу онлайн-заказов из-за увеличения спроса. На онлайн-заказы пришлось 1,5-2% от общего денежного оборот магазинов.
一 Изменился ли ассортимент в продуктовых сетях?
一 Ассортимент быстро не меняется, так как существует оборачиваемость товаров. Она измеряется десятками дней. Поэтому говорить об изменении ассортимента в ту или иную сторону пока рано.
一 Как насчёт ситуации в непродуктовом ритейле?
一 В плохой ситуации оказались все из-за запрета работать.
一 Что сделали представители этого бизнеса для выхода из ситуации?
一 Продолжили работать бизнесы, имевшие интернет-страницы или другие каналы продаж онлайн. То есть собственные сайты или страницы на маркетплейсах, в социальных сетях.
Например, такие крупные сети, как «Фокстрот» и «Алло», принимали заказы онлайн, а выдавали клиентам на условиях самовывоза. Сеть магазинов обуви ведущих мировых производителей «Интертоп» перешла на онлайн-продажи имеющихся брендов. Кроме этого предложила стать торговой площадкой для украинских брендов.
Социальные сети Facebook и Instagram сработали для тех брендов, которые до этого уже имели развитые страницы и лояльную аудиторию. Стоит заметить, что работа в социальных сетях была актуальной для локальных небольших бизнесов с небольшим количеством заказов. Например, крафтовых производителей, украшений, hand-made.
Другие бизнесы, которые не имели сайтов, создали страницы на маркетплейсах 一 Prom.ua, Krafta и тому подобное.
Таким образом бизнесам удалось сохранить часть денежного оборота. Яркий пример — сеть «Интертоп», которая сохранила 35% оборота, несмотря на карантин.
一 Каким ритейлерам не удалось работать в существующих ограничениях?
一 Хуже всего сетям кинотеатров, которые не могут предоставлять услуги онлайн. Они из-за карантина потеряли денежный оборот полностью. Так же, как и те бизнесы, которые не имели сайтов, магазинов на маркетплейсах и тому подобное.
一 Что дальше?
一 Нельзя говорить пафосно, что мир после карантина изменится коренным образом. Для изменений потребительских предпочтений требуется гораздо больше времени. По завершению карантина люди будут ходить в магазины, впрочем, тратить меньше средств из-за последствий для экономики Украины. Ритейлеры после карантина будут пересматривать ассортимент магазинов в сторону более дешёвой продукции. Это связано с уменьшением покупательной способности граждан.
В тренде будут оставаться омниканальность или общение с клиентом через различные каналы связи, и customer experience или совокупность впечатлений покупателя от взаимодействия с торговыми марками.
Некоторые тренды временно не будут пользоваться спросом. Это кафе в магазинах, потому что люди некоторое время будут бояться сидеть рядом.
Всё вышеперечисленное касается всех видов ритейла.
В трендах в продуктовом ритейле: будет расти количество заказов онлайн. Это связано с тем, что тренд набирает обороты в течение нескольких последних лет. К тому же часть покупателей будет продолжать заказывать онлайн при условии положительного опыта на карантине. Часть покупателей вернутся в офлайн.
В непродуктовых сетях будут банкротства участников. Банкротства коснутся тех бизнесов, которые не работали в период карантина. Это привычный процесс очистки рынка в кризис, когда первыми уходят самые слабые игроки.