Будуй своє: Об изменениях и трендах на рынке ритейла
2020-05-20 11:49
Юлия Белинская, аналитик рынка ритейла, предприниматель, издатель делового онлайн-издания «Retailers» в интервью рассказала «Будуй своє» о ситуации на рынке ритейла, трендах на время и после карантина. Информационная справка: «Retailers» 一 всеукраинское деловое издание о ритейле и онлайн-торговле. 一 В каком положении оказался продуктовый ритейл из-за карантина? 一 Продуктовые сети и магазины оказались в лучшем положении от всех других видов ритейла. В отличие от других, они продолжили работать, хотя и с определёнными ограничениями. 一 Что изменилось в сетях в связи с карантином? — В обычных магазинах снизился трафик, потому что люди уже приобрели товары длительного хранения и повседневного спроса. Особенно это заметно в меньших от Киева городах, где ниже покупательная способность граждан. 一 Что с онлайн-заказами? 一 Компании, не имеющие такого сервиса, наскоро предложили услугу онлайн-заказов из-за увеличения спроса. На онлайн-заказы пришлось 1,5-2% от общего денежного оборот магазинов. 一 Изменился ли ассортимент в продуктовых сетях? 一 Ассортимент быстро не меняется, так как существует оборачиваемость товаров. Она измеряется десятками дней. Поэтому говорить об изменении ассортимента в ту или иную сторону пока рано. 一 Как насчёт ситуации в непродуктовом ритейле? 一 В плохой ситуации оказались все из-за запрета работать. 一 Что сделали представители этого бизнеса для выхода из ситуации? 一 Продолжили работать бизнесы, имевшие интернет-страницы или другие каналы продаж онлайн. То есть собственные сайты или страницы на маркетплейсах, в социальных сетях. Например, такие крупные сети, как «Фокстрот» и «Алло», принимали заказы онлайн, а выдавали клиентам на условиях самовывоза. Сеть магазинов обуви ведущих мировых производителей «Интертоп» перешла на онлайн-продажи имеющихся брендов. Кроме этого предложила стать торговой площадкой для украинских брендов. Социальные сети Facebook и Instagram сработали для тех брендов, которые до этого уже имели развитые страницы и лояльную аудиторию. Стоит заметить, что работа в социальных сетях была актуальной для локальных небольших бизнесов с небольшим количеством заказов. Например, крафтовых производителей, украшений, hand-made. Другие бизнесы, которые не имели сайтов, создали страницы на маркетплейсах 一 Prom.ua, Krafta и тому подобное. Таким образом бизнесам удалось сохранить часть денежного оборота. Яркий пример — сеть «Интертоп», которая сохранила 35% оборота, несмотря на карантин. 一 Каким ритейлерам не удалось работать в существующих ограничениях? 一 Хуже всего сетям кинотеатров, которые не могут предоставлять услуги онлайн. Они из-за карантина потеряли денежный оборот полностью. Так же, как и те бизнесы, которые не имели сайтов, магазинов на маркетплейсах и тому подобное. 一 Что дальше? 一 Нельзя говорить пафосно, что мир после карантина изменится коренным образом. Для изменений потребительских предпочтений требуется гораздо больше времени. По завершению карантина люди будут ходить в магазины, впрочем, тратить меньше средств из-за последствий для экономики Украины. Ритейлеры после карантина будут пересматривать ассортимент магазинов в сторону более дешёвой продукции. Это связано с уменьшением покупательной способности граждан. В тренде будут оставаться омниканальность или общение с клиентом через различные каналы связи, и customer experience или совокупность впечатлений покупателя от взаимодействия с торговыми марками. Некоторые тренды временно не будут пользоваться спросом. Это кафе в магазинах, потому что люди некоторое время будут бояться сидеть рядом. Всё вышеперечисленное касается всех видов ритейла. В трендах в продуктовом ритейле: будет расти количество заказов онлайн. Это связано с тем, что тренд набирает обороты в течение нескольких последних лет. К тому же часть покупателей будет продолжать заказывать онлайн при условии положительного опыта на карантине. Часть покупателей вернутся в офлайн. В непродуктовых сетях будут банкротства участников. Банкротства коснутся тех бизнесов, которые не работали в период карантина. Это привычный процесс очистки рынка в кризис, когда первыми уходят самые слабые игроки.